Главная > Статьи > "Пляжный рай"

"Пляжный рай" или "тайна сотворения" от Эдуарда Аниконова

«…Для меня тайна живописи сегодня-это то, как создается видимость. Я знаю, что это можно проиллюстрировать. Я знаю, что это можно сфотографировать. Но как сделать это, чтобы схватить тайну видимости в рамках тайны сотворения?». (Френсис Бэкон)

Фиолент (в переводе с греческого название мыса переводится как "Божья страна") - это настоящая Мекка для художников, писателей и приют многих поколений творческих людей. С 2000 года жизнь Эдуарда Аниконова делится на летнюю, когда он работает в мастерской в Севастополе и зимнюю, когда он анализирует и воплощает многочисленные эскизы, зарисовки, этюды в свои живописные композиции.

Девочка на велосипеде
Девочка на велосипеде, 2009 год

«Для художника опыт пленера и ритм жизни под иным градусом падения солнечных лучей дает одну из самых дорогих школ – школу юга, например, такую, как Полинезия Поля Гогена или Коктебель Максимилиана Волошина…

Волейбол, удар крюком
Волейбол, удар "крюком", 2010 год

...Обнаженные» могут служить тематическим преддверием к главному, на мой взгляд, корпусу работ Аниконова – назову его эскапистским… Эскапистская линия усиливается в работах Аниконова «Пляжный волейбол» (2010), где уже и место игры вынесено за привычные рамки, в зону отдыха и побега (пусть временного) от цивилизации, где игра освобождает от вериг действительности, да и просто от одежд. Эти «пляжные» композиции еще откровенней разворачивают свою нарративную линию в работах 2010 года «Жаркий разговор», «Загар», «Крем» и уверенно соединяют крепкую живопись с актуальной тематикой. Вряд ли сторонники такого варианта эскапизма как нудизм помнят автора цитаты про «голого человека на голой земле» – иные времена, иные нравы… Тем более было любопытно перечитать у Леонида Андреева: «Голая земля, и на ней голый человек, голый, как мать родила. Ни штанов на нем, ни орденов на нем, ни карманов у него — ничего. Ты подумай: человек без карманов — ведь это что же!».

Крем
Крем, 2010 год

Акутальная тема современности – отказ от внешней эмблематичности в пользу «внутреннего стиля» или самости, как говорят специалисты по индийским духовным практикам, да и просто те, кто разок съездил на Гоа. Такое наивное, но сильное желание поверить в возможное единство человека и природы, немного поиграть в Золотой век, пожить без карманов – хотя бы в отпуске.

Жаркий разговор
Жаркий разговор, 2010 год

Отказ от цивилизации и ее главного маркера – мобильного телефона стал новейшей модой, как говорит героиня последнего фильма Сергея Соловьева: «Первое, что я сделала – выбросила мобильник в океан…», и симптомом новейшего опрощения – оставить любые, далеко не толстовские, «поляны» и отправиться босиком по песку в сторону… Чего? Оказывается, в том-то и радость освобождения от социально-иерархических уз, что уйти можно просто в сторону – от всего своего прежнего – обязательного, неизбежного, повседневного. Подобное состояние и методика его достижения может называться дауншифтингом, может иначе, главное – это такое понятное стремление вернуться к своим (и только своим) мечтам и желаниям. И мне кажется, что далеким столетним эхом к игрокам и нудистам Аниконова докатывается солнечная волна из живописи практически неизвестного Дамиана Шибнева с его мальчиками, балующимися в прибое и прыгающими с лодки в сверкающее море." (Антон Успенский "Выбор Аниконова" www.anikonov.ru)

Пляжный волейбол
Пляжный волейбол, 2010 год

Хотя Эдуард работает в современном стиле, его подход к человеческой фигуре относится к 19-му веку и его фигуративной традиции.  В его работах можно увидеть ссылки на таких знакомых художников, как Климт,  Коровин, и эротизм Сомова, и даже романтизм Моисеенко… Его подход к фигуре человека коренится в уважаемой фигуративной традиции, но при совершенно радикальном повороте содержания 21-го века.

Искусство Эдуарда Аниконова  основывается на его четком понимании исторического языка живописи. Для него традиция является базой для инноваций: он использует академические подготовительные практики наряду с цифровой фотографией и Photoshop, что роднит его творчество с работами мировых фигуративистов (не трогая ушедшего Люсьена Фрейда), в частности с работами Эрика Фишла.

Загар
Загар, 2010 год

Использование фотографии в качестве первого этапа создания картин становится  очевидным. Тайна отступает, по крайней мере, в серии пляжных сцен летнего отпуска или уикенда. Тело, женское или мужское, почти всегда становится центральной темой его работ.

Художник использует монитор для анализа своих картин, полностью интегрируя технологии в свой рабочий процесс; он добавляет и удаляет файлы, прежде чем будет окончательно удовлетворен своей окончательной композицией. Photoshop является мощным инструментом для художника, так как это позволяет ему жонглировать разными характерами и образами, состояниями природы и освещением, прежде чем воплотить  их кистью на холсте.

Работа над композицией и композиционный процесс художника сдвигается с холста на компьютер, в то время как процесс исполнения - закон живописи – его нарратив остается в центре, что делает творчество Аниконова уникальным, а «тайну сотворения» захватывающе интригующей.

Scenes from Late Paradise: The Parade (Eric Fischl, 2006)
Eric Fischl: Scenes From Late Paradise The Parade, 2006

Елена Росып, куратор Галереи современного искусства Эдуарда Аниконова (Магнитогорск).

Эрик Фишль - современный американский художник и скульптор, представитель реалистического направления.

Френсис Бэкон - английский художник-экспрессионист.

Статья «Пляжный рай или тайна сотворения от Эдуарда Аниконова» в журнале LIVING